Диагностически-терапевтическая техника «Круги на листе»
Педагог-психолог учреждения "Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь" Федорова Ольга Андреевна рассказывает о диагностически-терапевтической технике работы с семьей "Круги на листе":
Назначение:
1. Для работы с семьями и группами
2. Диагностика и дальнейшая работа с темами: коммуникации; границы и иерархия; правила.
3. Для «запутанных» и «разобщенных» типов семей;
5. Подходит для детей от 4-5 лет;
Количество участников: от 2 до 15.
Необходимые материалы:
Бумага. Формат зависит от кол-ва участников. Листы от А4 (на двоих) до рулона обоев (при работе с 15 детьми). На группу 6-7 человек – лист ватмана.
Мелки/карандаши/фломастеры.
Инструкция (озвучивается по этапам, с паузами):
1. Выберите, пожалуйста, себе 1 карандаш. Хорошо, чтобы такого цвета больше ни у кого не было.
2. На листе перед вами нарисуйте, пожалуйста, круг любого размера. Правило – чтобы ваш круг не «заезжал» бы на границы кругов других людей.
3. Теперь вы можете добавить еще один или несколько кругов, которые будут касаться вашего первого круга. Они также могут быть любого размера, но также не могут заезжать на границы других кругов.
4. Обведите, пожалуйста, теперь нужные вам круги (из тех, что были нарисованы) в единое пространство, отгородив тем самым вашу территорию.
5. Внутри вашей территории вы теперь можете пользоваться любыми цветами, для того чтобы ее заполнить. Заполнение может быть любым – рисунки, узоры, символы – все, что вам нравится.
- ведущий наблюдает за процессом "заполнения" листа, и останавливает рисование тогда, когда занято 2/3 места.
6. Посмотрите, пожалуйста, по сторонам на то, что нарисовали в своих кругах остальные. Теперь у вас у всех есть возможность «отправиться в гости»: вы можете предложит любому человеку нарисовать нечто на его территории, или наоборот, можете «пригласить» к себе и попросить нарисовать что-либо у вас. Правило одно – но очень важное: любой человек в праве сказать НЕТ: он может не согласиться, чтобы вы рисовали у него, и может не захотеть «идти» к вам.
через некоторое время (3-7 мин), участники "возвращаются к себе".
7. Теперь ваша задача заполнить пространство между вашими территориями – общую зону. Договоритесь, пожалуйста, об этом и вместе сделайте это. (этот пункт есть в тех случаях, когда это пространство между осталось)
8. Вы можете что-то дополнить или улучшить и на своей территории.
9. Теперь давайте обсудим результат (работу, рисунок), который у нас получился.
Примечания:
1. В начале рисования у каждого именно 1 цвет, это принципиально важный момент.
2. Если возникают сложности при заполнении общего пространства (крайне редко), возможна подсказка: некоторые рисуют море, космос и т.п.
Пока семья рисует - психолог наблюдает, и использует свои наблюдения для феноменологической и интерпретативной обратной связи.
Темы для обсуждения:
• Размер территорий: степень удовлетворенности всех размерами?
• Способ раздела пространства
• Конфликтные ситуации «приграничных территорий» и способы их разрешения
• Борьба за власть
• Коммуникации: лидеры и аутсайдеры; пассивность/активность; «походы в гости» и «домоседство»; способ заполнения общей территории.
• «Вам нравится что получилось? Что вы вложили, чтобы картинка была именно такая?»
• Пример: работа с группой подростков – тема ответственности за результат – пирог, поделенный на 10 частей.
Ходы в «жизнь»:
• Каким образом дома каждый из вас обозначает свою территорию? Как вы оберегаете свои границы? Как вы договариваетесь о том, что будет происходить на общей территории?
• Как территория каждого члена семьи обозначена в интерьере (плакаты у подростка, наклейки у школьника и т.п.)
Наблюдения:
- размер территории – очень интересен с точки зрения самооценки. Люди с заниженной самооценкой рисуют крохотную территорию. Люди неуверенные в себе и/или дети из семей с перевернутой иерархией могут, напротив, стремиться занять огромное пространство, но не знают потом, как его заполнить. У людей со средним уровнем самооценки обычно 3-5 кругов диаметром 10-15 см.