Наблюдение за поведением ребёнка
Вы стали замечать, что ребенок грызет ногти? А может он со слезами собирается в детский сад или школу? Или стал покашливать с одинаковой периодичностью? Проявления невротических тенденций разнообразны. Как, и причины, к ним приводящие.
Предлагаем основные моменты в поведении ребёнка, за которыми родители могут понаблюдать в повседневной жизни и при усугублении ситуации обратиться за помощью к квалифицированным специалистам.
Как давно вы заметили навязчивые проявления у ребёнка?
В какое время суток чаще всего невротические проявления «атакуют» вашего ребёнка?
После каких ситуаций (встреч с людьми, определенных событий) невротические проявления часто проявляются?
В каких ситуациях невротические проявления исчезают?
Какой сон у ребёнка чаще всего?
*спокойный
*прерывистый (часто просыпается, плачет во сне)
*часто разговаривает или вскрикивает во сне
Легко ли ребенок засыпает?
В каком настроении просыпается чаще всего?
Сколько кружков, занятий, секций в неделю посещает?
Как долго находится в гаджетах в течение дня?
Легко ли расстается с гаджетами?
*с криком
*только после переключения внимания на что-то другое
*отдает, когда просим
*сам оставляем через какое-то время
После каких ситуаций у ребенка появляются навязчивые движения?
*после детского сада/школы
*после секции/кружка
*после просмотра мультфильмов/видеороликов
*после долгих активных игр
Как реагирует на резкие звуки?
*вздрагивает, пугается
*начинает плакать
*спокойно продолжает заниматься своими делами
Есть ли у ребенка сложности в общении со сверстниками?
Есть ли специфика общения со взрослыми?
Как ребенок чаще всего реагирует на замечания?
*протест, бунт
*замыкается в себе
*принимает во внимание
*говорит о том, что его беспокоит
Как ведёт себя ребёнок во время переживаний?
Есть ли у ребёнка время для свободной деятельности? Чем он тогда занимается?
Всегда ли ребёнок может выразить желания словами?
Как ребёнок ведет себя во время занятий?
*не может приступить к занятиям и сконцентрироваться
*постоянно отвлекается
* «залипает»
*злится, когда что-то не получается
*делает четко
Как ведет себя с домашними животными? (если есть)
Как обращается с вещами, игрушками? (аккуратно, бережно, или наоборот)
Как ведет себя в общественных местах, в магазине?
С удовольствием ли гуляет на улице?
Как реагирует на запреты?
Как реагирует на проигрыш?
Как реагирует на спешку?
Как реагирует на ссоры окружающих?
Чего боится ребенок?
Можно завести «Дневник наблюдений» и фиксировать в нём в разрезе дней недели, например, количество проявлений навязчивых движений в течение дня, после чего это происходит (если заметили), как вы отреагировали, как отреагировал ребенок на вашу реакцию, какие вы сами испытали чувства в тот день, оцените эмоциональную насыщенность дня (например, по шкале от 0 до 10).
Понаблюдайте за ребенком в течение 1-1,5 месяцев по выше перечисленным пунктам. Если вас беспокоит что-то, много напряженных моментов, имеют место часто или регулярно быть невротические проявления у ребенка, проконсультируйтесь у специалистов.
Национальный центр усыновления