Не бывает чужих детей
Нечасто в практике жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, приходится сталкиваться с детьми иностранных государств. В практике Смолевичского района в 2022 году такой случай произошел впервые. Но обо всем по порядку.
Днем 17 апреля 2022 года руководству Смолевичского социально-педагогического центра позвонил начальник инспекции по делам несовершеннолетних Дмитрий Петрович Белый и сообщил, что везет в приют ребенка иностранно государства, который оказался один на территории гостиничного комплекса неподалеку от национального аэропорта «Минск».
Растерянным подростком оказался 14-летний гражданин Сирийской Арабской Республики Субхи Аль-Хусейн. Как выяснилось, подросток прибыл на территорию Беларуси со своим отцом Джумаа с целью пересечения белорусско-польской границы и дальнейшего перемещения в одну из европейских стран еще осенью 2021 года. В декабре 2021 года отцу мальчика удалось пересечь польскую границу, а несовершеннолетний остался на белорусской стороне под присмотром знакомых во временном лагере для беженцев. После стабилизации обстановки на границе, лагерь беженцев закрыли. Субхи и его сопровождающие отправились в гостиницу рядом с аэропортом с целью возвращения домой. Взрослые смогли улететь, а Субхи – не смог, потому что находился на территории нашего государства без законных представителей.
Сразу же после появления Субхи в приюте, все поняли, что в детском коллективе появился необычный ребенок. И дело не только в том, что он абсолютно не говорил по-русски.
При себе мальчик имел некоторые личные вещи и арабский паспорт. Первым делом встал вопрос о том, как узнать, где сейчас его родители и как на законодательном уровне оформить его пребывание в приюте. В этот же день с директором приюта Говор Татьяной Аркадьевной связался представитель международной организации по миграции Республики Беларусь. На международном уровне стали уточнять информацию о родителях нового подопечного. Выяснилось, что отец Джумаа находится в лагере для беженцев в Польше, а мать Шоурук с тремя младшими детьми – в Ливане.
В первые дни пребывания в приюте управление по образованию Смолевичского райисполкома обратилось в управление по гражданству и миграции УВД Миноблисполкома с ходатайством о предоставлении дополнительной защиты или статуса беженца для подростка. Процедура эта долгая. И перед социально-педагогическим центром встал вопрос об организации быта и общения с ребенком.
Одной из главных проблем для воспитателей и остальных педагогов стал языковой барьер. Английского языка Субхи не знал. Мог общаться только на арабском и немного на французском. Но, ни арабского, ни французского не знали педагоги приюта. Пришлось каждому воспитателю установить на свой мобильный телефон переводчик с арабского языка. Каждое слово, каждое предложение они вынуждены были надиктовывать себе на телефон и показывать перевод Субхи. Первое время понимали друг друга только так. Со временем подросток начал запоминать самые простые и часто употребляемые русские слова: «привет», «спасибо», «как дела», «хорошо» и т.д.
Свои особенности во взаимодействие с Субхи внесла и его вера. Субхи – мусульманин. Он четко соблюдал все свои мусульманские законы (например, принимал душ два раза в день, соблюдал пост в определенные даты, иногда мог не пить даже воду). Как все мусульмане, он не кушал свинину. Когда в меню были такие блюда, повар всегда заменял мясо на птицу. Стоит отметить, что первое время подросток даже боялся пробовать некоторые привычные нам продукты.
Сразу было заметно, что Субхи получал хорошее воспитание дома. Он всегда вежлив, сдержан, оказывал помощь педагогам и всем детям, особенно тем, кто младше его по возрасту. Никогда не конфликтовал ни с кем. Если случалось, что воспитатель выполнял какую – то работу, Субхи всегда рядом. Будь то субботник по уборке листьев или покраска надворного оборудования. Всегда очень почтителен с девочками.
Было проведено медицинское обследование воспитанника, которое показало, что подросток здоров и развивается в соответствии с возрастом.
Для несовершеннолетнего была организована спортивно- досуговая деятельность. В шаговой доступности от социально-педагогического центра расположен местный физкультурно оздоровительный комплекс. Субхи начал на постоянной основе посещать бассейн и секцию по футболу. Но особенно ему нравились занятия по тяжелой атлетике. Первое время его сопровождал воспитатель или помощник воспитателя, позже он ходил самостоятельно. Именно благодаря посещению спортивных занятий у Субхи началось активное общение с другими детьми. Его словарный запас множился изо дня в день. Уже через месяц-полтора он формулировал по-русски простые предложения, мог ответить на несложные вопросы.
В сентябре 2022 года для арабского подростка было организовано обучение в местной средней школе по индивидуальной программе. Субхи был зачислен в первый класс (с первоклассниками за одной партой он, конечно, не сидел). Воспитанник изучал английский и русский языки, математику. Очень быстро выучил алфавит и научился бегло читать, однако поминал далеко не все то, что прочитывал. Здесь на помощь приходили учителя, для которых общение с новым учеником это дополнительный полезный опыт в их педагогической практике. С математикой Субхи тоже разобрался очень быстро, ведь у себя на родине он обучался в школе, и азы арифметики знал.
Ежедневно подросток через Интернет общался со своими родителями. Именно это ежедневное общение помогало ему чувствовать себя спокойно в новом временном коллективе. Педагоги приюта это понимали и поддерживали. Они тоже познакомились с его родителями и часто разговаривали с ними помощью самого Субхи. Мама Шоурук и отец Джомаа убедились в том, что их сын в безопасности, что о нем заботятся.
В ноябре 2022 года Субхи получил свидетельство о предоставлении ему дополнительной защиты в Республике Беларусь. В день получения документа исполнилось и его давнее желание – проехать на железнодорожном транспорте. Для ребенка организовали небольшую экскурсию в г. Минск на электричке. Его очень впечатлил город! Большие и красивые здания, широкие улицы, общественный транспорт. По его словам, у него дома такого нет. Особенно подростка впечатлило метро: он не представлял, что можно с такой скоростью и комфортом перемещаться под землей! И потом признавался, что по началу боялся в него спускаться. Короткое знакомство с Минском у Субхи вызвало радостные эмоции. В этот же вечер он поделился ими со своей мамой.
Получение свидетельства о дополнительной защите предоставило возможность жизнеустройства ребенка в полноценную замещающую семью. Новый 2023 год он уже встречал в одном из детских домов семейного типа Смолевичского района в окружении родителей-воспитателей, пяти «новых младших братьев и двух старших сестер». Субхи очень ждет возвращения домой. Он очень хочет снова обнять свою маму и всех родных. Даже загадал такое желание в новогоднюю ночь… Все будет. Нужно только немножко подождать.
Педагог социальный
Смолевичского социально-педагогического центра
Надежда Молчанова
(в соавторстве с педагогом-психологом Алесей Аксенчик)