"Не чужие, а свои" История приемной мамы Грицкевич Татьяны Леонидовны
Как специалист, сопровождающий работу приемных родителей, могу с уверенностью сказать, что эти женщины особенные. Мудрая, понимающая, удивительная женщина, принявшая на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и ставшая для них родным человеком - Татьяна Леонидовна Грицкевич. Это Мама с большой буквы.
В свою семью со слаженными в ней принципами и правилами, Татьяна Леонидовна вместе с мужем Юрием Антоновичем приняли на воспитание троих сложных детей, травмированных событиями минувшей жизни, разлукой с биологическими родителями, израненных предательством и последствиями недолжного ухода.
В настоящий период времени в семье Татьяны Леонидовны и Юрия Антоновича воспитываются трое приемных дочерей. Это ответственные, трудолюбивые, целеустремленные девочки.
О том, как семья решила взять на воспитание приемных детей, о положительном опыте успешной деятельности приемного родителя поделилась Татьяна Леонидовна.
«Семья у нас была небольшая. О существующих проблемах социального сиротства я читала и слышала многое. Мы с мужем также не раз обсуждали эту тему. И вот в один из вечеров, за чашкой чая, решились на смелый и благородный поступок - подарить свою любовь, семейное тепло чужому ребенку.
Сама я по профессии педагог и поэтому понимала весь ответственный шаг. Немного смущало то, что опыта родительства у нас мало, поскольку родная дочка одна. Теперь она уже вышла замуж, имеет своего ребенка.
О том, что в нашей семье может быть не один, а несколько детей, о такой радости мы даже не мечтали. Но в один прекрасный трудовой день 2010 года, руководство управления по образованию, спорту и туризму Несвижского райисполкома предложило мне взять на воспитание двух девочек. Так в нашей семье появились 5-ти летняя Валерия и 6-ти летняя Виолетта. Они очень нуждались в родительской заботе, ласке. Хотелось им помочь увидеть окружающий мир веселыми глазками.
С момента принятия детей в семью, приходилось решать проблемы с поведением, обучением. Девочки были очень подвижные, неусидчивые. Необходимо было объяснять о том, что можно, а что нельзя, как нужно себя вести в общественных местах и так далее. Виолетте трудно давалась математика, она на тот момент училась в 1-ом классе. Но мы не отчаивались, все свободное время посвящали решению задач и примеров. Мне интересно было наблюдать за тем, как меняется поведение и интересы девочек. Виолетта настолько увлекалась математикой, что забывала играть с игрушками.
Мы с мужем с пониманием и терпением относились к любым сложностям, всегда поддерживали благоприятный микроклимат, уделяли внимание особенностям характера, способностям девочек, соблюдали режим дня и распорядка, давали посильные поручения. Поэтому девочки очень быстро адаптировались в нашей семье.
Осенью 2013 года нам предложили взять еще одну девочку Миланку.
С педагогической точки зрения я понимала, что это очень ответственный шаг. И даже сомневалась какое-то время, но муж предложил просто поехать посмотреть, хотя заранее почувствовал, что она будет наша. На тот момент девочка находилась в районной больнице. Придя в палату, мы увидели пучеглазую девчушку, похожую на мауглененка. Виолетта и Лера в один голос сказали, что это мальчик какой-то. Девочка плохо говорила, волос на голове не было. Но муж сказал, что у нее большие красивые глазки и она похожа на нашу дочку в детстве. Так Миланка появилась третьим приемным ребенком в нашей семье. На тот момент ей было 5 лет, у нее отсутствовали знания, которые должен знать ребенок в этом возрасте. Она не различала цветов, форм, все видела только в черном цвете, ребенка приходилось учить элементарным вещам. Но благодаря нашему упорству и терпению, советам и рекомендациям специалистов управления по образованию, спорту и туризму Несвижского райисполкома удалось достичь изменений и результатов. Мы очень привязались к этой пучеглазой девчушке. Спустя шесть месяцев, она смотрела на все веселыми глазками, играла в сюжетно-ролевые игры.
Мы с мужем никогда не разделяем детей на своих и приемных, относимся ко всем одинаково. Прежде всего хотим, чтобы детки были счастливы. Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, а поэтому мы должны иметь огромное терпение, любовь, которую можно передать девочкам.
Когда ребенка забираешь в семью, не нужно навязывать свои устои и свой стиль жизни. Нужно дать присмотреться, обустроиться, чтобы он сам осознал, чем и как живет семья. Он должен свободно себя чувствовать. А потом уже, через некоторое время, потихоньку приучать.
Мы любим свободное время проводить все вместе, часто выезжаем отдыхать на природу посидеть у костра за веселыми, душевными разговорами. Берем с собой четвероногих друзей, это две наши собачки, за которыми девочки любят ухаживать. У нас есть традиции, праздники, которые отмечаются в семейном кругу. Также выезжаем в другие города, где можно посетить зоопарк, парк аттракционов, боулинг.
Удается прививать любовь к природе, труду, домашнему хозяйству. Девочки с удовольствием заботятся о курочках, которые имеются в нашем подсобном хозяйстве, они знают, что нужно всегда дать зерно, напоить свежей водой, и за это курочки их отблагодарят свежим яйцом.
Мы придерживаемся все одного правила – один за всех и все за одного. Если работать то все вместе, а если отдыхать, то тоже вместе.
Сейчас у каждого есть свои обязанности, своя ответственность. И у нас очень хорошая организация в семье. Главное, что мы обмениваемся опытом. Они принесли в мою семью свой опыт, и я очень надеюсь, что из нашей семьи они тоже вынесут опыт, который им пригодится дальше в жизни».
Любовь родителей в этой семье друг к другу, распределение ролей, дает возможность детям ясную картину мира, адекватную самооценку и уверенность в своих силах.
Девочки хорошо учатся в школе, помогают по хозяйству. Дружелюбные, добрые, вежливые. Виолетта в этом учебном году заканчивает школу, мечтает поступить в педагогический университет. Конечно, в этом заслуга приемных родителей, с которых они берут пример.
Глядя на семью Грицкевич можно смело сказать, что девчонки не потеряются на жизненном пути, потому что рядом с ними их любящие приемные родители – настоящая семья.
Педагог-психолог
ГУО «Несвижский районный социально-педагогический центр» И.Г. Лепетило