Опыт российских специалистов: технология индивидуализации сопровождения замещающих семей
Наиболее острая и важная тема профилактики социального сиротства – благополучие детей в замещающих семьях и «вторичное сиротство». Для эффективного сопровождения и предупреждения дезадаптации замещающих семей необходимы свои подходы и инструменты.
В 2019 году в рамках межрегионального проекта в 10 пилотных регионах Российской Федерации проходила апробация и внедрение технологии индивидуализации сопровождения замещающих семей под руководством экспертов пермского института социальных услуг и инноваций «ВЕКТОР».
Предложенные в технологии принципы профилактики дезадаптации замещающей семьи основаны на выявлении наличия и оценке степени выраженности факторов риска дезадаптации ребенка в семейной системе, на изменении программы работы с семьями по результатам этой оценки.
Владение инструментами для оценки факторов риска дезадаптации детей в замещающих семьях позволяет специалисту обнаружить кризис на ранней стадии и вовлечь саму семью в решение проблемы.
Технология выделяет семь факторов риска, сигналов, что в семье, возможно, скоро грянет кризис:
§ ожидания членов семьи;
§ степень личностной зрелости;
§ стабильность и качество межличностных отношений;
§ гибкость, адаптивность и способность управлять стрессом;
§ семья как открытая и функциональная система;
§ родительские навыки;
§ эмпатия и способность к пониманию.
По степени выраженности им присваивается уровень: по шкале от низкого до самого высокого. Когда замещающая семья приходит на консультацию, специалист с помощью подготовленных вопросов беседует с семьёй, и они вместе проводят оценку рисков. Например, родителям может быть не всегда понятно, какие опасности у семьи, если они будут продолжать вести себя агрессивно, нетерпимо к поведению ребёнка. Специалист раскрывает перед ними полную картину, причинно-следственные связи, описывает возможные последствия.
Один из критериев — «эмпатия и способность к пониманию». Речь не только о понимании внутри семьи, но и о внимании к кровной истории ребёнка. Его выделяют в отдельную строку. Если этот фактор риска низкий, это означает, что в семье с уважением относятся к вопросам ребёнка о его родителях, обсуждают их, тема открыта и приветствуется. Или риск оценивается как высокий, если семья закрывает от ребёнка информацию о кровных родителях.
Если проблема вырисовывается, специалист предлагает варианты: обучение, освоение навыков, консультации.
В ходе проекта к нему присоединилось более 400 специалистов и организаций из 29 регионов Российской Федерации.
Специалисты, опробовавшие и внедрившие в практику эту технологию, отмечают, что родители учатся быть экспертами внутри своей семьи. Для родителей становится очевидным, что праздники, экзотические путешествия, активная занятость в кружках ещё не создают для ребёнка необходимую реабилитационную среду. Родители начинают понимать, что травма ребёнка требует бережного обращения. И они становятся готовыми осваивать недостающие навыки. Например, навык оказания поддержки, умения проявлять утешение, эмпатию в отношении своего взрослеющего подростка.
Чёткая система оценки риска с родителями – действительно помогает договориться с родителями. И это работает дополнительно: если родители понимают все риски, то вероятность кризисов снижается.
Все материалы проекта (описания технологической цепочки применения методики; расширенные описания критериев – факторов риска дезадаптации семьи, по каждому фактору приводится комплекс методических и информационных материалов для специалистов и рекомендации для родителей) выложены в открытом доступе https://www.facebook.com/groups/constructornko.
Источник: https://www.facebook.com/groups/constructornko