Подросток хочет в семью – расскажи ему о своей
Подготовка детей к жизни в замещающих семьях сегодня не подчиняется единым стандартам: всё зависит от ценностных взглядов и квалификации специалистов на местах. На этом фоне особенно важно, что в России стали появляться программы для вовлечения детей в процесс оценки решений, способных повлиять на их жизнь.
Первыми в этом процессе ожидаемо стали общественные организации: они привлекают детей к участию в оценке проектов, проводят исследования с участием детей.
Специалисты подмосковного центра сопровождения приемных семей, начиная проект «Хочу все знать о будущем приемном родителе», предполагали, что ребенок подросткового возраста, которого готовят к жизнеустройству, хочет получить информацию о потенциальных кандидатах до очного знакомства с ними.
Обычно потенциальные приемные родители выбирают ребенка, получают информацию о возрасте, здоровье, успеваемости, есть ли братья или сестры, какая семейная история, есть ли родители, что с ними произошло. Ребенок же о кандидате вообще ничего не знает. То есть первая встреча для ребенка – вообще вслепую. Это неравные позиции, и это неправильно. Ребёнок тоже имеет право получить информацию о кандидате.
Проект рассчитан на детей в возрасте от 10 до 17 лет. С точки зрения семейного устройства, эта возрастная группа считается одной из самых сложных. У некоторых в этом возрасте уже есть негативный опыт пребывания в семье – родной или приемной. Тем важнее свести к минимуму риск возврата подростка в детское учреждение.
В рамках проекта были организованы анкетирование, собеседования с ребятами 10-18-летнего возраста, проживающими в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Московской области.
По результатам исследования были сделаны следующие выводы.
100% детей, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству в семью, хотят получить информацию о потенциальных кандидатах в замещающие родители, что позволит реализовать основной принцип устройства ребенка в семью – подбор семьи для ребенка.
Дети, которые общаются с кровными родственниками, и, с их слов, не хотят в замещающую семью, все же хотят получить информацию о потенциальных кандидатах в замещающие родители.
Подростки хотят знать, сколько детей проживает в семье, сколько человек в семье, есть ли животные, семейный статус (полная семья или неполная).
Практически все ребята хотят знать какова инфраструктура: есть ли по месту проживания школа, спортивная школа, какой транспорт в микрорайоне, есть ли кинотеатр, центр детского творчества. Для них важно, какие предполагаемые жилищные условия для ребенка в доме: сколько комнат в доме, каково место для проживания самого ребенка, будет ли отдельное пространство или это будет часть общего пространства.
Их интересуют личные особенности кандидатов: конфессиональная принадлежность, профессия, особенности характера, возраст, причина приема ребенка.
Ребята хотели знать о семейных традициях и правилах, методах наказания и поощрения.
Многие говорили, что они хотят в дальнейшем жить в семье в том регионе, в котором они жили раньше, там, где их родственники, друзья, где уже знакомое и родное пространство.
Таким образом, специалисты организации для детей-сирот должны не только присутствовать при первой встрече ребенка с кандидатами в замещающие родители, но и готовить ребенка к самой встрече, обсуждая с ребенком информацию о кандидатах в ракурсе потребностей ребенка, условий, которые создает кандидат.
У детей, растущих вне семьи, часто не хватает навыков общения со взрослыми. Они не знают, как знакомиться, как себя вести, о чем не принято спрашивать людей при первой встрече, а о чем спросить нужно обязательно. Психологи готовят детей к знакомству с кандидатами, поддерживают, когда нужно принять решение по итогам беседы.
В Межрегиональной общественной организации «Наши дети» пошли дальше и создали первую в России базу потенциальных приемных родителей. Она помогает найти семьи для тех детей, которые в силу возраста уже способны сделать сознательный выбор.
Идея проекта в том, чтобы позволить ребенку сделать более или менее осмысленный выбор. Для этого еще до первой встречи он может больше узнать о потенциальных родителях: какого они возраста, есть ли в семье собственные дети, кто эти люди по профессии, чем увлекаются. И еще, конечно, простые, но важные для каждого человека вещи: где ребенок будет жить, в какой комнате, будут ли там домашние животные, как обычно семья проводит свободное время. Все это есть в видеоанкетах потенциальных приемных родителей. Знакомство состоится только в том случае, если ребенок сам сначала выберет анкету кандидатов.
Детям не показывают все анкеты подряд. Специалисты изучают характер подростка и отбирают несколько видеоанкет с учетом особенностей ребенка. Из них он и будет выбирать, с кем встретиться.
Источник: https://www.usynovite.ru/
Национальный центр усыновления