Применение проективных рисуночных методик в диагностике будущих приемных семей на этапе подготовки (опыт специалистов Санкт-Петербурга, Россия)
Важным элементом системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является подбор и подготовка кандидатов в усыновители, опекуны и приемные родители.
В настоящее время в Российской Федерации существует много организаций как государственных, так и некоммерческих, которые профессионально занимаются содействием семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Многие из перечисленных организаций разрабатывают и реализуют практики и технологии, которые могут успешно применяться специалистами в этой сфере.
В сборнике «Лучшие практики семейного устройства в Санкт-Петербурге» представлен уникальный многолетний профессиональный опыт специалистов Санкт-Петербурга, занимающихся проблемами жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В частности, психолог в социальной сфере Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Дом милосердия» КУБАНОВА Татьяна Олеговна поделилась опытом применения рисуночных методов в диагностике потенциальных принимающих семей на примере одной методики.
Плюсы проективных рисуночных методик состоят в том, что тестируемому очень трудно создать образ на бумаге, который был бы лишен индивидуальности и соответствовал бы «идеальному примеру». В любом рисунке, который создает человек, находят свои отражения его черты личности и особенности характера. В индивидуальной психологической диагностике кандидатов в приемные родители используются рисунки различной тематики, которые зависят от поставленной задачи, от того, что именно является фокусом исследования. К примеру, с целью более полного раскрытия личностных качеств человека, его отношения к себе, можно использовать метод «рисунок несуществующего животного» (Венгер А.Л., Психологические рисуночные тесты. Владос-Пресс, 2006), для того, чтобы оценить стрессоустойчивость кандидата, стоит применить рисунок «человек под дождем» (Райгородский Д.Я., Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Бахрах-М, Самара, 2001).
Одним из самых сложных этапов подготовки семьи к приему ребенка на воспитание является определение степени готовности кровных детей к появлению еще одного члена семьи. Дети, в силу своего возраста и малого жизненного опыта, не в состоянии реалистично оценить последствия появления в семье еще одного ребенка. Как правило, в беседе с детьми младшего возраста психолог может услышать их ожидания о том, как они будут играть с новым братиком или сестричкой, как он или она будет следовать правилам, которые устанавливают кровные дети. Подростки нередко становятся в довольно отстраненную позицию, озвучивают радость того, что у родителей появится новый объект заботы, от чего кровные дети станут более свободными. Практика показывает, что и те, и другие ожидания часто бывают ошибочны, а также то, что озвучиваемая готовность кровных детей к появлению приемного ребенка в семье не соответствует реальной. В прямой беседе или посредством стандартизованного тестирования с детьми трудно оценивать их способность отстаивать психологические границы, выстраивать защиту, а также сохранять близость с родителями. В данном случае, в работе с детьми, предпочтение стоит отдавать проективным методам исследования. Как правило, дети с удовольствием рисуют на заданную тему, увлеченно отвечают на вопросы о рисунке, при этом они не отслеживают ассоциативные параллели с будущим изменением структуры семьи. Взрослые члены семьи, конечно, могут увидеть метафорическую связь между их ситуацией и рисунком, но это незначительно влияет на результат и его обсуждение, так как человек в любом случае в рисунке бессознательно отражает себя.
В качестве удачного примера применения рисуночного метода в подготовке семьи к появлению приемного ребенка Татьяна Олеговна приводит пример работы с рисунком «семейная карта». В основе этого метода лежит методика Громовой Т.В. «царство-государство». Автор создала свой метод для работы с семьями для диагностики и коррекции межличностных отношений. В работе с семьями, готовящимися к появлению приемного ребенка в семье, применяется модифицированный вариант «царства-государства». Фокусом работы здесь становятся взаимоотношения членов семьи между собой, отношения к границам и личному пространству, а также способность выдерживать вторжение в эти границы.
Процедура применения метода включает в себя несколько этапов. Первый этап состоит в том, что психолог, работающий с семьей, приглашает на встречу всех ее членов, живущих совместно, обязательным считается присутствие родителей и детей, если они в состоянии понять инструкцию и включиться в совместную деятельность. В данном случае младенец может не участвовать во встрече, но специалисту стоит обратить внимание на то, оставляют ли близкие для него место на карте. Для создания общего рисунка потребуется один лист форматом не менее А3 и цветные карандаши, желательно, чтобы цвета были несколько раз продублированы.
Семье дается инструкция, в которой психолог предлагает создать общий рисунок: «Представьте, что этот лист – большая карта, на которой отмечены разные государства. Вы – семья, и у каждого из вас есть свое маленькое государство или сказочная страна, сейчас у вас есть возможность нарисовать на карте свою страну.» Слова инструкции, разумеется, могут варьироваться, основной принцип состоит в том, чтобы все члены семьи поняли, что это будет общий рисунок на одном листе, что свою страну можно нарисовать как хочется, для этого есть карандаши. У маленьких детей можно сначала спросить, знают ли они, что такое карта, что такое страна. Как правило, дети лет пяти-шести отлично понимают задачу и первыми приступают к рисунку. Когда члены семьи поняли задачу и приступили к рисунку, психолог отступает на задний план, можно физически отодвинуться от стола, но так, чтобы можно было беспрепятственно наблюдать за процессом рисования.
На втором этапе происходит создание рисунка. Как уже говорилось выше, психолог наблюдает за членами семьи, не комментирует, на вопросы вроде «что рисовать», стоит повторить расплывчатую инструкцию, давая таким образом возможность проявиться межличностным взаимоотношениям. Наблюдая за процессом рисования, стоит отмечать различные проявления участников. Важно заметить, кто начинает первым, советуется ли он с другими, оставляет ли место для них, занимает ли сам достаточно пространства на листе. Если в семье есть отсутствующие члены, или есть те, кто сам не в состоянии рисовать, то необходимо обратить внимание на то, нарисовали ли что-нибудь за него, выделили ли место для его государства. В процессе рисования психолог только наблюдает и занимает отстраненную позицию, замечая при этом, как осуществляют коммуникацию взрослые с детьми, как взаимодействуют сиблинги между собой. Подобные наблюдения обычно дают богатый материал, так как семья занята выполнением задания и снижается контроль над собственными эмоциональными проявлениями. Таким образом, члены семьи ведут себя более спонтанно, что дает возможность психологу получить реалистическое представление о том, как клиенты ведут себя дома, когда им нет необходимости создавать положительный образ, а также построить гипотезы о том, насколько семья в целом готова к появлению приемного ребенка и к кризису взаимной адаптации. Кроме того, важно отслеживать комментарии, которыми сопровождают процесс рисующие, а также степень их включенности. Обычно дети младшего возраста с удовольствием приступают к рисованию, подростки напротив, вступают в общую деятельность не так охотно, но в итоге также активно включаются. Подростки нередко говорят, что они не хотят рисовать, в данном случае психолог может еще раз пригласить к общей деятельности и озвучить важность того, чтобы каждый внес свой вклад в рисунок. Взрослые чаще всего легко следуют инструкции, затрудняются только в содержании рисунка на первых минутах. Рисунок считается законченным, когда каждый член семьи скажет о том, что его часть готова.
На следующем этапе психолог занимает активную позицию и задает вопросы о рисунке каждому участнику процесса. Начинать опрос стоит с того, кто захочет быть первым, в этот момент также может проявиться интересная динамика семьи, например, можно наблюдать директивность взрослого, который указывает, кому начинать, или наоборот, его детоцентрированную позицию, когда родитель спрашивает ребенка, кому приступать первым. Когда первый определился, начинается опрос с просьбы рассказать о том, что нарисовано в его стране. Важно узнать, кто там живет, что там построено, как жители общаются, какие они по характеру. Сказочная страна или государство является проекцией человека, поэтому то, что он рассказывает о стране, относится к его личностным характеристикам. После того, как каждый член семьи рассказал о своей стране, стоит спросить о том, как эти государства общаются между собой, какие у них отношения, есть ли границы между ними, кто туда может приходить и как это происходит. Эти вопросы являются важным этапом, так как возможно проявление скрытых отношений и настроений в семье.
Далее следует еще один важный этап, который напрямую связан со спецификой ситуации. Так как размещение приемного ребенка в семье априорно является кризисом для всех ее членов, то в метафорическом виде это можно смоделировать как вторжение в рисунок. Для этого психолог задает вопрос семье о том, что будет, если на этой карте появится еще одно государство, где оно разместится, есть ли вообще для него пространство. Если члены семьи сами его разместили, тогда стоит узнать о том, как они будут с ним общаться, как помогать, и о том, чего они ожидают от новой страны.
В случае, если семья самостоятельно не находит возможности нарисовать новое государство, то психолог может сам нарисовать простым карандашом некую «кляксу». В дальнейшем важно спросить, как относятся соседние страны к появлению чужака, что они будут делать, если новая страна начнет разрастаться и задевать их территорию.
Завершающим этапом вышеописанной работы является дополнительная встреча со взрослыми, которая совершается без участия детей, когда обсуждаются процесс, наблюдения и полученные результаты. Как правило, на этой встрече происходит достаточно откровенный разговор с потенциальными приемными родителями, так как становятся более очевидными внутрисемейные процессы и отношение детей к возможному появлению приемного ребенка.
В качестве иллюстрации Татьяна Олеговна Кубанова описала «карты семьи», которые создали три разные семьи.
Кроме вышеописанных фокусов внимания для интерпретации, можно рассматривать элементы рисунка с точки зрения других методов, например, если в стране есть звери, то можно их анализировать по методике «несуществующее животное», деревья, дома или люди – с помощью «дом, дерево, человек». Единственным минусом проективных методов является неоднозначность символов, их невозможно оценивать вне контекста ситуации. В связи с этим, наиболее важным в работе с кандидатами в приемные родители является контакт психолога с семьей, позволяющий провести конструктивный анализ актуальной ситуации.