ПРОБЛЕМЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА (зарубежный опыт)
Российский Благотворительный фонд «Дети наши» более 10 лет помогает воспитанникам детских домов в подготовке к самостоятельной жизни. Методики фонда позволяют детям лучше познать себя, познакомиться с разными профессиями, выбрать учебное заведение, отвечающее их возможностям и желаниям. Некоторыми наработками поделилась Лилия Стрельцова – координатор образовательного проекта «Компас» благотворительного фонда «Дети наши».
Эта информация будет полезна приемным родителям, которые хотят помочь ребенку выбрать профессию его мечты и подготовиться к поступлению в высшее или среднее специальное учебное заведение.
Чтобы воплотить наработки фонда, не требуется ничего сверхъестественного, только любовь, терпение и понимание особенностей детей-сирот.
Начинаем определяться с призванием
Начать разбираться с тем, кто перед вами – будущий врач, учитель, юрист или электрик – Лилия рекомендует в кабинете психолога.
«Работу по поиску призвания необходимо начать с общения с психологом, другого варианта просто нет. Невозможно успешно учиться, вдохновлено искать свое признание, если у ребенка есть тяжелая, не проработанная травма из прошлого. Более того, ребенку важно понять, что в новой семье он в безопасности, здесь его готовы услышать, понять и принять. Только тогда он раскроется. Следует помнить, что общение с психологом важно сохранить на всем пути выбора профессии и поступления в учебное заведение».
Когда адаптация пройдена, можно начинать латать пробелы в образовании.
«Абсолютно всем участникам нашего проекта мы находим репетиторов по математике и русскому языку. С этими предметами проблемы есть у всех воспитанников детских домов, а это необходимая база для учебы и успешной сдачи экзаменов».
Личностные особенности
Одна из самых больших сложностей в выстраивании образовательного маршрута ребенка, который много лет прожил в закрытом учреждении, либо в биологической семье в условиях пренебрежения его интересами, — это понять его личностные особенности. Часто дети, которые годами получали недостаточно индивидуального внимания, не имеют понятия, чего на самом деле хотят. Обычно подростки в детских домах выбирают те учебные заведения, которые у них на слуху и куда до этого поступили товарищи.
«Спектр профессий у наших подопечных очень скуден. Когда мы впервые общаемся с ребятами и спрашиваем, кем они хотят быть, чаще всего слышим стандартный набор профессий: автослесарь, дальнобойщик, повар, парикмахер. А когда начинаем обсуждать тонкости этих профессий, видим, что цельного представления о том, чем занимаются перечисленные специалисты, у ребят нет».
Конечно, за то время, что ребенок живет в семье, вы будете отмечать для себя его особенности, увлечения, склонности. Но также отличной идеей будет попросить тех, с кем долгое время контактировал ребенок, рассказать вам, какие сильные стороны они видят в ребенке, и чему стоит уделить больше внимания.
«Команда фонда «Дети наши» в своей работе использует специальную анкету, чтобы начать формировать комплексный портрет ребенка. Мы просим педагогов, психологов, социальных педагогов заполнить анкету и оценить по шкале от 1 до 10 способности и интересы ребенка. Такое исследование довольно субъективно, но в начале пути всегда помогает».
Мир полон возможностей
Следующий необходимый шаг – расширить горизонты ребенка, показать, что возможностей очень много. Здесь отличным подспорьем станет посещение образовательных выставок, мероприятий в разных учебных заведениях.
«Важно помнить, что цель посещения выставок и дней открытых дверей – не выбрать учебное заведение, а показать спектр разных профессий и заинтересовать учебой в целом!
Еще мы пользуемся услугами профориентологов – специалистов, которые изучают способности и личные качества школьника и помогают определиться с профессией.
Если в вашем городе есть профориентационные центры, то обязательно посетите консультацию или пообщайтесь со специалистами онлайн. Результатом подобной работы чаще всего бывает если и не выбор профессии, то точное определение вектора развития. Такая работа полезна и для родителей, ведь часто они сами выбирают ребенку профессию, ищут более востребованные и хорошо оплачиваемые специальности. Такой подход может закончиться тем, что ребёнок идёт учиться не туда, куда хочет, не интересуется учёбой или, закончив обучение, идёт работать не по профессии. Психологи прорабатывают тревоги родителей, помогают найти общий язык с ребенком, сохранить отношения и время».
«Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?»
Чаще всего к моменту поиска образовательного пути у подростка уже появляется видение его интересов и предрасположенностей. А значит, самое время задать ребенку вопрос: «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?».
Обсудите все, что вместе узнали за последнее время, обобщите опыт, вспомните, какие рекомендации по профессиям получал ребенок, и предложите ему написать пять-десять профессий, в которых он уже осознанно видит себя.
Теперь перед вами важнейший документ! Но профессия все еще не выбрана. Вам предстоит стать проводником ребенка в мир профессий и возможностей.
«Два года в работе с детьми-сиротами мы используем «Дни тени» – индивидуальные экскурсии, на которых ребята ближе знакомятся с теми профессиями, которые их заинтересовали. Мы договариваемся с мастерскими и кафе, офисами и складами, архитектурными бюро и ветеринарными клиниками. Целый день наши подопечные следуют тенью за представителями профессий, в которых они видят себя. Это помогает им отбросить иллюзии и четко понять, что из себя представляет та или иная работа.
В нашей практике были самые разные случаи. Например, один из наших подопечных интересовался профессией бариста. И, действительно, он умело и вкусно заваривал чай. Он говорил, что учиться после выпуска из детского дома никуда не пойдёт – бариста диплом не нужен. Мы наших детей всегда поддерживаем и не стараемся отговаривать от работы-мечты. Но перспектива его отказа от дальнейшего обучения нас пугала. Для того, чтобы понять, насколько у ребёнка развиты навыки, необходимые в деле бариста, мы решили организовать для него «День тени» в одной из московских кофеен. Парень целый день варил кофе, заваривал чай, составлял список необходимых продуктов, работал с кассой, общался с клиентами. Результатом такого насыщенного дня было принятие ребёнком решения отказаться от идеи стать профессиональным бариста, так как ему было сложно общаться с незнакомыми людьми. После отказа от профессии он ещё долго не мог выбрать новую специальность и только спустя год, с помощью комплексной работы с профориентологом, посещением профориентационного центра и нескольких образовательных выставок, он остановился на профессии учителя физкультуры и сейчас плотно занимается с репетитором по биологии, чтобы подготовиться к ЕГЭ».
Попробуйте и вы организовать «День тени» для ребенка: поговорите с друзьями и родственниками, которые могут взять подростка с собой на работу. Если такой возможности нет, запишите ребенка на тематические кружки, отправьте в профильный лагерь. Так ребенок получит бесценный опыт реального погружения в профессию, узнает неочевидные стороны работы, которые есть в любой сфере.
А теперь за рутину
Скорее всего, после всех этих шагов у ребенка сложится цельное мнение о себе, и он сможет выбрать специальность, на которую хотел бы поступать.
Далее процесс подготовки ничем не отличается от процесса подготовки к поступлению детей, которые выросли в семье: репетиторы, хорошее питание, здоровый сон, терпение, экзамены.
«Ну и самое главное – всем приемным родителям подростков я хочу посоветовать не навязывать детям свое мнение. Помните, что перед вами независимая личность с непростым прошлым. Давление и запугивание сложностями легко обрушит и без того часто низкую самооценку. Ваши главные помощники – наблюдение, помощь и поддержка».
https://detinashi.ru/problemy-samorealizatsii-priemnogo-rebenka-2/