Профессиональная психолого-педагогическая подготовка замещающих родителей
26 февраля 2014 года на базе ГУО «Лидский районный центр творчества детей и молодежи» состоялся авторский информационно – методический семинар на тему: «Профессиональная психолого-педагогическая подготовка приемных родителей и родителей-воспитателей». На семинар приглашались представители учреждений образования города Лиды и Лидского района: педагоги социальные, педагоги-психологи, профессиональные замещающие родители.
Организатор проекта является Сизанов Александр Николаевич, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогического мастерства Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы». На его счету более 20 книг и пособий по организации психологической службы, формированию психолого-педагогической культуры, ценностей семейного и здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения, профилактике табачной и других зависимостей, изданных в Беларуси и России.
Ведущий семинара - Аладьин Анатолий Аркадьевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей школы, ведущий психолог Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей. Аладьин А.А. - автор более 15 книг и пособий в области психологии семейных отношений, оказания помощи детям, лишенным опеки родителей, семейной системной терапии. Разработал методики отбора усыновителей и приемных родителей.
В рамках семинара особое внимание было уделено следующим вопросам:
1. Социальное сиротство и общие аспекты его профилактики в Республике Беларусь. Место и роль альтернативных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Права и обязанности приемных родителей, родителей-воспитателей. Мотивация приемного родителя, родителя-воспитателя. Готовность профессиональной замещающей семьи к приему детей на воспитание.
2. Психологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей. Преемственность и постоянство в жизни ребенка. Книга истории жизни ребенка. Адаптация воспитанников в приемной семье, детском доме семейного типа, взаимоадаптация семьи и детей. Внутрисемейные ресурсы адаптации воспитанников.
3. Сходства и различия биологической и замещающей семей. Задачи и цель родительства в континууме стадий развития ребенка. Роль приемных родителей, родителей-воспитателей в психологической реабилитации воспитанников. Психологическая помощь и коррекция поведения воспитанников приемной семьи, детского дома семейного типа.
4. Документация приемного родителя, родителя-воспитателя. Защита прав воспитанников приемных семей, детских домов семейного типа в процессе реализации социальных льгот и гарантий детям, оставшимся без попечения родителей. Трудовое законодательство как основа деятельности приемных родителей, родителей-воспитателей. Профессиональная деформация приемных родителей, родителей-воспитателей: пути и способы преодоления.
Шафранова Татьяна Викторовна-методист УМК Лидского отдела образования, спорта и туризма