«Ресурсные родители». Опыт России
Проблема подростков в детских домах стоит очень остро: большинство приемных родителей приходят за малышами. Подростки же ждут родителей годами, и чаще всего вырастают, так и не попав в семью.
Чтобы решать эту проблему, в 2019 году в фонде «Арифметика добра» запустили проект «Ресурсные родители». Идея проекта в том, что опытные приемные родители при необходимой поддержке могут принимать подростков в семью неоднократно: когда ребенок вырастает и начинает самостоятельную жизнь, на его место приходит следующий, которому тоже нужна семья.
«Один из главных принципов проекта заключается в том, что родители не выбирают ребенка, которого примут в семью. Вместо этого психологи проекта подбирают семью под ребенка. Выбирая эмоционально, по фотографии или видео-анкете, родители часто сталкиваются с тем, что в дальнейшем ребенок не соответствует тому представлению о себе, которое уже прочно укрепилось в их сознании. Это несоответствие вызывает разочарование, отторжение, и может стать причиной возврата в детский дом. Когда психологи подбирают семью, они опираются на результаты психологической диагностики и самого ребенка, и родителей, и остальных членов семьи. Эта работа позволяет подобрать такую семью, в которую подросток гармонично впишется. В итоге принять ребенка, который подходит семье, становится гораздо проще, чем того, который просто вызвал симпатию первым впечатлением» - поясняет Римма Лаптева, психолог, руководитель проекта «Ресурсные родители».
Чтобы принять участие в проекте, родители должны соответствовать определенным критериям: иметь опыт воспитания подростков, лучше — приемных; у семьи должны быть подходящие жилищные условия; все члены семьи должны осознанно подходить к появлению дома нового человека.
«Ресурсные родители занимают активную гражданскую позицию: готовы делиться успешным опытом родительства, работают на популяризацию приемного родительства в стране. Один из замыслов проекта — подготовка родителей, повышение их компетенций должны осуществляться непрерывно. История приемного ребенка — это история потерь, и приемные родители выступают в роли “реабилитологов”. Для такой работы нужны знания, которые передают родителям специалисты», — говорит Римма.
Чтобы определить ресурсность потенциальных приемных родителей, используется трехступенчатый подход:
- На первом этапе с каждым из кандидатов группа психологов проводит интервью, а после составляет промежуточный портрет семьи
- Следующий этап — специалисты посещают семью дома, знакомятся с каждым членом семьи, дополняют психологический портрет
- Последний этап — установочный тренинг для родителей, который повышает компетенции потенциальных участников проекта
Успешно пройдя все три этапа, семья попадает в проект.
Римма Лаптева рассказала о главных принципах поддержки семьи: «Конечно, семья должна быть изначально готова к принятию подростка. Ресурсными родителями становятся те, кто уже имеет опыт воспитания детей подросткового возраста. Задача фонда — поддерживать эту ресурсность, не допускать выгорания. Для этого в проекте работают психологи, привлекаются социальные педагоги, юристы, логопеды, психотерапевты, неврологи, психиатры. Чтобы укрепить детско-родительские связи и предотвратить выгорание, специалисты проекта разработали регулярные воскресные психологические группы для родителей и детей, семейные выездные интенсивы и тренинги.
Каждая семья проекта может обратиться за бесплатной помощью специалистов в любой момент. Но и специалисты проекта постоянно держат руку на пульсе, поддерживают контакт с приемными родителями, не дожидаясь, пока семья окажется в трудной ситуации.
Один из критериев отбора семей в проект — открытость к сотрудничеству со специалистами фонда. Когда семья закрыта — растут риски возврата ребенка.
Таким образом, за счет постоянной работы семьи со специалистами мы повышаем качество семейного устройства детей-подростков, существенно снижаем риск возврата ребенка в детский дом».
Первые итоги
В 2020 году в программу попали 27 семей, 26 детей и подростков нашли среди них свою семью.
Большим успехом проекта стала история приемной девочки Алены. Семья, воспитывавшая Алену, обратилась в фонд в феврале: родители не справлялись с ребенком. В семью Алена попала год назад, и это была уже вторая приемная семья: первая вернула Алену, оставив себе ее младшего братишку.
Вторая приемная семья прилагала все усилия, чтобы не возвращать девочку в детский дом, но справиться с травмированным, недоверчивым ребенком у приемных родителей без опыта не получается. Переживая за девочку, семья попросила фонд найти ей новых приемных родителей.
Римма рассказала, какую работу провели специалисты фонда с прежней семьей, новыми приемными родителями и самой девочкой: «Мы выяснили, что пара длительное время не обращалась за помощью к специалистам и пришла в фонд с готовым решением, когда исправлять ситуацию в семье было поздно. Девочка способная, но травматичный опыт прошлого накладывает отпечаток на поведение.
Воспитание и реабилитации ребенка, потерявшего кровную семью, — непростая задача, а когда к этой потере прибавляются два отказа приемных семей, то тут требуются только опытные ресурсные родители. Поэтому семью для Алены изначально искали среди участников проекта — и нашли.
Воспитание и реабилитации ребенка, потерявшего кровную семью, — непростая задача, а когда к этой потере прибавляются два отказа приемных семей, то тут требуются только опытные ресурсные родители. Поэтому семью для Алены изначально искали среди участников проекта — и нашли.
Для того, чтобы первое знакомство происходило в безопасной для ребенка атмосфере, мы пригласили обе семьи в фонд на традиционное занятие для детей. Девочка еще не знала о том, что приемная семья от нее отказывается, и в непринужденной обстановке легко нашла общий язык с ресурсной семьей. Так был установлен первый ненавязчивый контакт.
Параллельно мы организовали работу психолога с ребенком и готовили документы для передачи Алены в новую семью. В день, когда приемные родители сказали девочке о своем решении, с ней в качестве поддержки работал психолог. Потом была онлайн встреча, на которой присутствовали Алена, ее прежняя приемная семья, новая семья и два психолога.
Сейчас Алена живет с новыми приемными родителями. Общими усилиями нам удалось избежать еще одной трагедии в жизни девочки: второго возврата в детский дом».
Галина и Владимир, новые родители Алены, — опытные и компетентные приёмные родители, а психологи фонда помогают им пройти процесс адаптации, и после обязательно будут поддерживать связь с семьей.
Галина, приемная мама Алены, рассказала, как дочка адаптируется к новой семье и справляется со стрессовой ситуацией: «Этого ребенка предавали взрослые. В первый раз кровная мама, потом первая приемная семья, к которой у нее огромная привязанность. До сих пор Алена их с теплотой вспоминает: братика, прабабушку, прадедушку, бабушку и маму. Для них она оказалась неудобным ребенком. Спустя полгода после первого возврата с ней знакомится новая семья. Полгода гостевых отношений, год в семье. Но и эта семья понимает, что не о такой дочке они мечтали: Алена умная, но непослушная. Кушает ночами, читает ночами. Девочка уже преданная не один раз: уже не называет их “мама” и “папа”, проверяет на прочность их границы. Об этом рассказывают в ШПР, но не готовая трудиться над собой, совершенствовать свои знания, семья решает от нее отказаться. Хорошо, что искали Алене новую семью, а не отправили сразу в детский дом. Новой семьей оказалась наша. У нас уже есть четверо приемных детей, принятых в разное время, и одна кровная дочка. Алёна уже не раз говорила, что и мы ее отдадим, как предыдущие семьи. Наши дети ей много историй рассказывали о своих проделках, и о том, что никогда им не говорили, будто вернут их, как негодный товар. Прошу всех, кто собирается взять ребенка: будьте готовы к саморазвитию, работе над собой. За 5 лет мы с супругом прошли не один десяток семинаров и тренингов по повышению родительских компетенций. Нет плохих детей, есть взрослые, не готовые прикладывать усилия».
В планах проекта до конца 2021 года — 40 устроенных в семьи подростков и 33 новых семьи в проекте.
В этом году, помимо устройства детей в семьи, у проекта есть методические задачи. Одна из них — описание профиля профессионально ориентированной семьи. Эти семьи обладают высоким уровнем родительских компетенций, принятия и гибкостью по отношению к детям, большим опытом воспитания детей, в том числе, с травматическим опытом. Такие семьи готовы к сотрудничеству со специалистами, открыты к обучению и развитию своих знаний, что делает их еще более устойчивыми и надежными.
Профессионально ориентированные семьи — это семьи, готовые взять ребенка временно, чтобы ребенок не попал в учреждение; семьи, готовые принимать детей со сложным прошлым и справляться с различными вызовами — такими вызовами могут стать, например, сложные отношения с кровными родственниками, или большое количество сиблингов.
Еще одна из задач проекта — развитие сотрудничества с учреждениями и организациями в сфере сиротства. Сотрудники проекта выстраивают партнерские отношения с органами опеки с целью повысить качество семейного устройства: оперативно подбирать приемные семьи, снизить травматичность для детей, передавать детей в семью, минуя учреждение.
Проект выстраивает партнерские отношения с другими НКО в сфере сиротства в России, чтобы объединить усилия и экспертизу специалистов. Сотрудники проекта создают методики, разрабатывают инновационные технологии в сфере семейного устройства и апробируют их в проекте. Самые успешные практики мы планируем передавать и в другие центры. Мы хотим поднять семейное устройство в стране на новый уровень: повышая его качество, мы минимизируем риски возвратов детей в систему», — говорит психолог проекта Анна Корзун.
Источник: https://www.a-dobra.ru/article/bescennyj-resurs-kto-takie-resursnye-roditeli/