Сиблинги в замещающей семье: гармонизация отношений
На заседании клуба замещающих родителей Быховского района «Теплые сердца» его участники рассмотрели тему «Сиблинги в семье: гармонизация отношений». Были затронуты актуальные аспекты сиблинговых отношений в семьях. Замещающие родители обсудили причины расстройства родственных связей приемных детей и способы налаживания взаимоотношений между братьями и сестрами.
Большую часть всех социальных сирот, находящихся на попечении государства, составляют сиблинги, часто из многодетных семей. Утрата связей с братьями и сестрами при передаче ребенка в разные семьи может вести к вторичной травматизации после изъятия из семьи. Напротив, сохранение братско-сестринских отношений является фактором, снижающим риск неудач в семейной жизни уже выросших детей-сирот. Однако совместное проживание братьев и сестер в одной замещающей семье, не всегда означает сохранение связей между ними.
В семьях с нарушением родительского функционирования братья и сестры могут взять на себя, скомпенсировать, не решаемые взрослыми членами семьи задачи: обеспечение физической и психологической безопасности детей (друг друга), стабильности семейной жизни, социальной и бытовой поддержки и др. Иногда, если старшие сиблинги, взявшие на себя эти функции, не справляются с такой нагрузкой, они могут предпочесть порвать связь с младшими.
Поэтому так важно, чтобы дети воспитывались в семье. А если ребенку довелось испытать травму лишения родителей, то заменить ему их может приемная семья. С точки зрения психологии главной характеристикой замещающих семей является ответственное отношение членов семьи друг к другу, погружение ребенка в обыденную сферу чувств, привязанности, что приводит к самоидентификации ребенка, формированию ответственного отношения к себе, другим.
Стоит сказать, что при всех сложностях, с которыми сталкиваются замещающие родители, прием в семью сиблингов открывает большие возможности. Связано это прежде всего с сиблинговой привязанностью, которая может стать надежной опорой в сложный адаптационный период.
Ведь только совместное проживание детей под одной крышей позволит сохранить, обогатить внутренний мир ребенка-сироты такими важными и ценными для него ресурсами кровных чувств.
Е.В. Русовская, педагог-психолог
ГУО «Быховский социально-педагогический центр»