В основе работы с семьёй в Финляндии – благополучие ребёнка
В Финляндии Конвенция о правах ребенка вступила в силу в 1991 году. Конвенция так же обязательна к исполнению, как и закон, поэтому она налагает обязанности на государство, муниципалитеты, должностных лиц, родителей детей и прочих взрослых таким же образом, как и прочие законы. Наряду с Конвенцией по правам ребенка, права детей гарантируются и собственными законами Финляндии. В законодательстве Финляндии имеется ряд законов, в соответствии с которыми к детям нужно относиться равноправно, как к индивидуумам, и ответственность необходимо нести за всех детей в равной степени. Принцип скандинавской системы защиты детей заключается в том, что защита детей является частью более обширной системы, которая с помощью услуг поддержки предотвращает применение более серьёзных мер, таких как изъятие.
Ключевыми векторами системы услуг поддержки являются ранняя поддержка (профилактическая работа) в рамках базовых услуг, работа на воссоединение семьи (если ребёнок все же изъят).
Большинство сигналов о неблагополучии ребёнка приходят из учреждений образования и здравоохранения. Социальные службы стараются по возможности избегать изъятия ребёнка. Если на семью заявляют и при этом она не осознаёт своих проблем, то ей будут даны желательные к исполнению рекомендации, даже если родителям они кажутся неприемлемыми. Следование рекомендациям рассматривается как активное сотрудничество и поощряется, а уклонение вынуждает принимать меры по принципу «наименьшего зла». В ситуации, которая является опасной для жизни ребёнка, его отправляют на замещающее попечение.
По закону мнение ребёнка должно учитываться во всех ситуациях, которые его касаются. Если родители или ребёнок старше 12 лет не согласны с решением социального работника, то решение принимается судом. При этом около 80% изъятий происходят в Финляндии с согласия родителей.
Только в ситуации явной угрозы жизни ребёнку, которую оценивают на месте дежурный социальный работник и полиция, возможно моментальное изъятие ребёнка и помещение на 30 дней в кризисную семью или учреждение.
Замещающая опека существует в Финляндии в двух основных формах:
• семейное устройство: кризисная семья на 30 дней, замещающая семья, профессиональная семья, дом семейного типа (семейный дом);
• устройство в учреждение: детский дом, кризисный центр, учреждение для реабилитации, организации для людей с ограниченными возможностями.
В замещающей семье может быть не более четырёх детей, включая кровных. Родственники ребёнка также могут стать для него замещающей семьёй, но для этого они должны пройти обучение.
В Финляндии в настоящее время институт фостерного (приемного) родительства профессионализирован. В профессиональных фостерных (приемных) семьях хотя бы один из родителей должен иметь соответствующие знания и образование в сфере здравоохранения, социальной защиты или образования. В дополнение к этому приемные родители проходят обязательное обучение (продолжительность курса составляет 24 часа) по единой в масштабах страны программе. Фостерные (приемные) родители проходят лицензирование, которое проводят муниципальные власти или специализированные муниципальные организации.
Поддержка и сопровождение фостерных (приемных) семей осуществляются через (1) работника социальной службы, прикрепленного к ребенку; (2) посредством проведения ежегодных тренингов и оказания экспертного консультирования в случае необходимости; (3) через систему «наставничества» от опытных фостерных (приемных) родителей и (4) профессиональное сообщество — объединение фостерных (приемных) семей.
Нахождение ребёнка под замещающей опекой не является постоянным, а работа служб защиты детей и учреждения нацелена на воссоединение семьи. Связь с кровными родителями постоянно поддерживается, они могут повлиять на выбор школы, в которую отдаёт ребёнка замещающая семья, и на другие решения, которые в основном принимают совместно. Социальный работник и психолог оценивают ситуацию в кровной семье, и, если угроза миновала, ребёнок возвращается к себе домой, а с семьёй ведётся работа.
Если же у ребенка формируется привязанность к замещающей семье, то спустя три-четыре года может быть принято решение о том, что он останется в этой семье до 18 лет. Право высказывать свое пожелание о месте проживания ребенок приобретает в 12 лет. Как показывает практика, воссоединения удаются достаточно редко и большинство детей находятся под замещающей опекой до совершеннолетия
Система социального благополучия в Финляндии очень продумана, в ней задействовано несколько ведомств, каждое из которых отвечает за свою часть работы. Также активно привлекаются некоммерческие организации, они встроены в общую систему защиты детей наравне с государством. Муниципалитеты покупают у некоммерческих организаций социальные услуги, которых нет в районах. В то же время контроль за деятельностью остаётся в руках государственных структур. Проблема данной модели заключается в ограниченности финансовых ресурсов государства.
Отдельно следует сказать о постепенном внедрении во всех Скандинавских странах технологии так называемых «семейно-групповых конференций» (Family Group Conference, FGC), изначально разработанной в Новой Зеландии. Эта технология предполагает, что в процесс выработки решения о наилучшем формате работы с ребенком и его родителями, обеспечивающем его наилучшее положение и возможности его развития, вовлекается семья в ее расширенном составе (с включением иных родственников, кроме родителей), при непосредственном сопровождении и консультировании специалистов социальных служб. Так, на первом этапе работы семейно-групповой конференции члены семьи получают максимально полные сведения о существующих возможностях от профессиональных социальных работников, после чего они самостоятельно разрабатывают предложения по индивидуальному плану работы. Итоговый вариант плана снова проходит контроль со стороны работников социальной службы. Процесс выработки решения и его согласования происходит при супервизии координатора, назначенного семейно-групповой конференцией, а реализация принятого плана в дальнейшем сопровождается сотрудниками социальной службы и проходит регулярный мониторинг. Ряд исследований уже подтвердили высокую эффективность такой формы работы, тем не менее в силу сложности ее организации и относительно высокой стоимости создание семейно-групповых конференций по каждому из случаев пока не выведено на уровень общепринятой практики.
В Финляндии ребёнок не может быть усыновлён без разрешения биологических родителей, а лишение родительских прав по закону невозможно. Поэтому внутри страны усыновляются только около 30 детей в год.
Усыновление утверждается судом. Усыновлять детей могут как одинокие граждане, так и семейные пары. Находящиеся в зарегистрированном браке могут усыновить ребенка своего супруга внутри семьи.
Процесс усыновления можно подразделить на две стадии. Первая — это получение разрешения на усыновление. Для получения такого разрешения финское законодательство обязывает любого, проживающего постоянно в Финляндии, независимо от гражданства, пройти серию консультаций по усыновлению. Основная цель консультаций — определить, готов ли человек стать усыновителем. Консультации являются бесплатными и длятся, как минимум, один год.
По прохождению консультаций выносится решение — готовы ли потенциальные усыновители к новой роли. В случае положительного заключения, Комиссия по делам усыновления при Министерстве социальной защиты и здравоохранения выдает разрешение на усыновление. После этого кандидаты в усыновители приступают ко второй стадии усыновления — составлению заявки на усыновление.
Финляндия, как и другие страны с высоким уровнем благосостояния и относительно низкой рождаемостью, в вопросе международного усыновления детей выступает в роли принимающей стороны. Среди усыновленных детей больше всего выходцев из Южной Африки, Таиланда и Китая.
Основной принцип работы организаций, предоставляющих услуги по усыновлению, заключается в том, что они не подбирают ребенка на усыновление родителям, а стараются найти ребенку хороший дом и любящих родителей.
Подготовлено на основе материалов из интернет-источников.