В СШ №5 г.Новогрудка прошел семинар «Эмоциональный интеллект педагога в системе soft skill»
Педагог-психолог Бахар О.Г, рассказала педагогам СШ №5, что в последнее время усиливается роль soft skills в процессе профессионального развития сотрудников всех организаций. Однако важность и необходимость владения soft skills педагогами, а значит и формирования их у учащихся на педагогических направлениях, пока не осознается в должной мере многими участниками образовательного процесса.
Существует два вида навыков: soft-skills и hard-skills. Первые - социально-психологические навыки, которые пригодятся вам в большинстве жизненных ситуаций : коммуникативные, лидерские, командные, публичные, «мышленческие» и другие. Вторые - профессиональные знания и навыки: они понадобятся на работе.
О комплексе soft skills в первую очередь заговорили применительно к бизнесу, но сейчас, с учётом динамично меняющейся среды, он востребован и в системе образования.
Ольга Георгиевна ознакомила педагогов с моделью, лежащей в основе мотивации к развитию личности педагога, а также определила содержание основных soft skills применительно к педагогической деятельности:
Основные soft skills педагога:
1. Комплексное многоуровневое решение педагогических проблем. Данная компетенция предусматривает самостоятельное определение проблемы и всего комплекса обуславливающих ее причин и источников; выявление и устранение причины возникновения ситуации, а не ее следствий; системный междисциплинарный подход к решению задач. Педагог должен быть способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
2. Критическое мышление как профессионально-ориентированный вид мышления, способствующий продуктивности педагогической деятельности. Компетенция предполагает сомнение в достоверности всей поступающей информации, уже существующих правил и даже своих представлений о мире; выбор в качестве основы для решений и действий фактов, а не информации.
3. Креативность как способность к творческому поиску, нестандартному решению педагогических задач, характеризующаяся критериями: скорость (продуктивность) и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. Означает навык в создании ситуации сомнения в достоверности всей поступающей информации, уже существующих правил и даже своих представлений о мире; выбора в качестве основы для решений и действий фактов, а не просто полученной информации.
4. Управление людьми (обучающимися). Эта компетенция предполагает навык создания условий раскрытия творческого потенциала и максимальных достижений у окружающих людей; сочетание наличия «видения» решения ситуации и организации людей на воплощение этого «видения».
5. Сотрудничество с другими (коллегами, руководством, родителями, обучающимися). Данная компетенция предполагает умение выстраивать взаимодействие с участниками образовательного процесса на различных уровнях от обмена информацией до обмена смыслами; создание общего поля деятельности по решению образовательных задач.
6. Эмоциональный интеллект. Это подразумевает наличие навыков: распознавания эмоций и понимания намерений других людей; управления собственными эмоциями и состояниями; влияния на эмоции и эмоционального состояния окружающих.
7. Суждение и принятие решений. Компетенция предполагает навыки формирования собственного мнения и смелость в принятии самостоятельных решений и их последствий.
8. Клиентоориентированность. Данная компетенция означает навык взаимодействия с окружающими и решения проблем людей на основе понимания их ценностей и потребностей.
9. Умение вести переговоры. Это навык коммуникации с позиции переговорного процесса, направленного на долгосрочное сотрудничество; убедительное донесение своей позиции через вербальные и невербальные техники с учетом специфики и интересов второй стороны переговоров.
10. Когнитивная гибкость. Предполагает оперативное переключение с одной мысли на другую, а также обдумывание нескольких идей и задач одновременно.
11. Селф-менеджмент. Компетенция предполагает многоуровневый процесс самоорганизации и самореализации личности педагога.
Так что же такое ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ?
Эмоциональный интеллект, или эмоциональная компетентность, в самом широком понимании объединяет в себе способности личности к эффективному общению за счет понимания эмоций окружающих и умения подстраиваться под их эмоциональное состояние.
Эмоциональный интеллект состоит из четырёх категорий:
1. Умение общаться с другими людьми, работать в команде и/или возглавлять её.
2. Эмпатия вне зависимости от того, является человек интровертом или экстравертом.
3. Знание своих сильных и слабых сторон.
4. Умение управлять своими эмоциями.
Педагогическая деятельность насыщена напряженными ситуациями, связанными с возможностью эмоционального реагирования, каждая напряженная ситуация вызывает у педагога эмоциональное напряжение. Это и сочувствие настроению ученика (а ведь ребят много, и у каждого что-то свое на душе), и ответственность за жизнь и здоровье не всегда спокойных и дисциплинированных детей, и беспокойство и чувство вины за не сданный вовремя отчет, и волнение из-за открытого урока...
Высокий уровень эмоционального интеллекта позволит избежать многих проблем, главная из которых — профессиональное выгорание учителя.
Педагог-психолог предложила несколько упражнений, для развития эмоционального интеллекта:
Сначала надо закрыть руками уши и осмотреться, обращая внимание на возможно большее количество мелочей. Затем открыть уши и закрыть глаза. Теперь надо внимательно вслушиваться в окружающее. Наконец, третья часть упражнения — закрыть глаза и уши и постараться воспринимать мир с помощью остальных органов чувств.
Другое полезное упражнение предлагает специфическую рефлексию. Надо стараться называть эмоции, которые вы в настоящий момент испытываете, размышлять, чем эта эмоция полезна.
Чтобы научиться саморегуляции, обычно рекомендуют ежедневно две минуты стоять в «позе лидера»: выпрямив спину и подняв руки и голову.
Полезным может стать и прием «Пять почему». Например, можно задать себе вопрос: «Почему я стал учителем?» К каждому ответу надо снова задавать вопрос «Почему?».
Для тренировки эмпатии можно использовать такую игру. Включите телевизор во время демонстрации фильма, а звук не включайте. Постарайтесь без слов понять эмоции, которые стремятся передать актеры. Можно смотреть и документальные фильмы, и ток-шоу, и политические дебаты. Тем же самым можно заниматься в транспорте, стремясь определить эмоциональное состояние окружающих людей и придумывая как можно больше причин такого состояния.
Педагог-психолог СШ №5 г.Новогрудка О.Г. Бахар